Экстремизм

Ответственность за экстремизм

    За распространение, а равно изготовление, издание, хранение и перевозку в целях распространения экстремистских материалов в Республике Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность. Экстремистские действия обязательно должны быть публичными и направленными на пропаганду.

   Если согласно экспертному заключению в представленных образцах устанавливается наличие признаков проявления экстремизма, данное обстоятельство является поводом для проведения проверки на предмет наличия состава преступления (ст.361 УК «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», ст.361-1 УК «Создание экстремистского формирования либо участие в нем», ст. 361-2 УК «Финансирование экстремистской деятельности», ст. 361-3 УК «Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию», ст. 361-4 УК «Содействие экстремистской деятельности» и ст. 361-5 УК «Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности».

   В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, начинается административный процесс, в соответствии ст. 19.11 КоАП Республики Беларусь (Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность).

   Часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкция данной части предусматривает:

  • o       наложение штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
  • o       на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
  • o       на юридическое лицо — от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

   Часть 2 предусматривает ответственность за распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкция данной части предусматривает:

  • o       наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
  • o     или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
  • o     или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
  • o       на индивидуального предпринимателя — наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
  • o       на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

   Кроме того, за участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь является основанием для начала рассмотрения материалов по утрате гражданства Республики Беларусь в соответствии с частью второй статьи 19 Закона  Республики Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.12.2020 г. № 67-З) «О гражданстве Республики Беларусь».

   Республика Беларусь понесла колоссальный ущерб от действий фашистской Германии и ее пособников в период Второй мировой войны, придерживавшихся идеологии национал-социализма, ключевым положением которой является расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

   Несмотря на это, в настоящее время в Беларуси получили определенное распространение идеи крайне правого толка, фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
В Беларуси вопросам недопущения реабилитации нацизма всегда уделялось особое внимание, что нашло свое отражение в Законе “О недопущении реабилитации нацизма” подписанным 14 мая 2021 года Президентом Республики Беларусь, которым комплексно регулируется вопросы противодействия этим негативным проявлениям.

   На бытовом уровне, для молодых людей необходимо знать об ответственности за хранение фото и видеоматериалов с нацистской символикой или атрибутикой в открытом доступе на страницах в социальных сетях, о чем говорится в ст.19.10 КоАП Республики Беларусь.

   Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
   Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

  1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

   Примечание: Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики.