Как противостоять эмоциональному заражению и панике
У каждого в жизни были ситуации, когда с приходом какого-то человека или после короткого общения с кем-то портилось настроение. Или вы ввязывались в спор в социальных сетях и весь день после этого чувствовали себя неважно. В психологии есть такое понятие, как эмоциональное заражение. Кто и кого может заразить и как этому противостоять?
Природа возникновения
Люди способны передавать друг другу свои эмоции, настроение, чувства, как словами, так и с помощью мимики, жестов и языка тела. Это возможно благодаря работе мозга, который считывает как вербальную, так и невербальную информацию, интерпретирует ее и заставляет человека чувствовать те же эмоции. В этом процессе участвуют зеркальные нейроны, именно они преобразовывают информацию в чувства.
Этот процесс происходит автоматически, неосознанно. Дело в том, что раньше такая интерпретация чувств нам нужна была для выживания: мы смотрели на соплеменника, видели ужас в его глазах и понимали, что рядом опасность. Одного взгляда было достаточно, чтобы начать испытывать те же эмоции, например, страх, и пуститься бежать. Также этот процесс помогает нам лучше понимать и чувствовать других людей, что способствует любой совместной деятельности. Эмпатия, а это именно она, очень важна для эффективной коммуникации, как в семейных отношениях, так и на работе.
Кто подвержен
Эмоциональному заражению подвержены абсолютно все люди, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Этот процесс происходит автоматически: мы видим подавленное настроение человека и после непродолжительного контакта замечаем, что наше собственное настроение тоже ухудшилось.
Понимая эти психофизиологические процессы, многие люди используют их для достижения своих целей. Человеком, которого удалось вывести из себя, проще манипулировать, легче заставить его делать то, чего он в спокойном состоянии никогда бы не сделал.
Примеры таких манипуляций мы можем наблюдать во времена перемен: люди заражают друг друга эмоциями, перестают трезво мыслить, пренебрегают фактами, опускаются до оскорблений и вступают в споры, которые заведомо ни к чему не приведут. Массовая паника и истерия нарастает, мы передаем друг другу эти эмоции.
Чаще всего за эмоциональным заражением стоят харизматичные лидеры мнений: это яркие, уверенные в себе люди, умеющие убедительно говорить или писать. Мы сами можем не заметить, как перенимаем их поведение и начинаем говорить и даже думать их словами. Нам может казаться, что это наша точка зрения, но довольно часто мы опираемся на то, что прочитали ранее у других. Это обусловлено тем, что человек – социальное существо, и чтобы выжить ему нужно одобрение более сильных и влиятельных.
Как противостоять
Если вы чувствуете, что после непродолжительного разговора с человеком или общения в социальных сетях возник дискомфорт, скорее всего, вы заразились негативными эмоциями от собеседника. Как этому противостоять?
- Успокоиться. Если вы испытываете гнев, лучше прекратить общение и попытаться успокоиться. После чего стоит задать себе вопрос: что сейчас происходит? Какая цель вашего общения? Возможно, вам нужно перестать общаться вовсе или попытаться перевести разговор в более конструктивное русло чуть позже, когда эмоции улягутся.
- Развивать критическое мышление. Что бы ни говорил вам собеседник – важно сохранять холодную голову, собирать и анализировать информацию, сопоставлять факты. Тогда вами сложнее будет манипулировать.
- Находиться здесь и сейчас. Это хорошая привычка, помогающая осознать, что в данный момент вы заразились негативом от собеседника. Попытайтесь сконцентрироваться на чем-то позитивном, приятном, чтобы вернуть себе хорошее настроение.
- Расправить плечи. Наш мозг устроен таким образом, что если мы расправляем плечи, глубоко вдыхаем и выпрямляем спину, он считывает это как информацию, что с нами все в порядке. Через какое-то время мы в самом деле начинаем себя чувствовать значительно лучше. Поэтому, если вы почувствовали, что заразились негативом, просто расправьте плечи и улыбнитесь.
К счастью, эмоциональное заражение возможно не только негативом. Положительные эмоции, улыбки, подбадривание очень хорошо помогают создать доброжелательную атмосферу дома и на работе.
Помните, что все вокруг – зеркало наших собственных настроений и чувств, и не забывайте делиться с другими улыбками и заражать их позитивными эмоциями.
Материал подготовили:
П.К. Джулай, ответственный за ФЗОЖ ГКБ №3 г. Гродно
Н.С. Станкевич, врач-психотерапевт (заведующий) отделения дневного пребывания пограничных состояний ГКБ №3 г. Гродно