Как общаться с детьми во время тяжелой болезни близкого

 Как общаться с детьми во время тяжелой болезни близкого

 Рисунок1

   В зависимости от возраста, дети понимают такие события, как болезнь, смерть и умирание по-разному. Но для всех детей важно понимать происходящее, иметь возможность задать вопрос, получить на него ответ и открыто выражать свои чувства. Если ребенок находится в ситуации неизвестности, разговоров шепотом за дверями, он может додумать ситуацию хуже действительности.

   Вот общие рекомендации по общению с детьми в семье, где есть тяжело болеющий человек:

  • Уточните у ребенка, что он уже знает и как понимает происходящее в семье;
  • Не бойтесь рассказать правду и не пытайтесь скрыть факт того, что близкий человек тяжело болеет. Хотя в силу возраста дети могут не понимать всего, что происходит в семье, но хорошо ощущают напряжение, стресс, тревогу и печаль, если такие эмоции испытывают взрослые рядом с ними. Дети также чувствуют, когда от них что-то скрывают.
  • Позволяйте ребенку проводить время с болеющим близким, но только если он сам этого хочет, без принуждения. В зависимости от возраста ребенка и самочувствия близкого следует регулировать время визита.
  • Нахождение в семье болеющего человека не должно сказываться на распорядке дня ребенка. Проследите, чтобы в течение дня у него было время и на игры, прогулки, увлечения, а также на общение и времяпрепровождение с вами;
  • Убедитесь в том, знают ли в школе или детском саду ребенка о том, что член его семьи близкий болен. Детский коллектив может по-разному принимать одноклассника, чей близкий тяжело болен, в некоторых случаях ребенок может стать «изгоем» в коллективе. Важно убедиться в том, что детский коллектив доброжелательно принимает вашего ребенка;
  • Дети могут проявлять удивительную стойкость в трудных ситуациях и приспосабливаться к ним при условии, что могут обратиться с вопросом к взрослому, получить на него ответ и эмоциональную поддержку.
  • Старайтесь не нагружать ребенка обязанностями по уходу за близким, или домашним делами, которые раньше выполнял кто-либо из взрослых. Ребенок может помогать только при изъявлении собственного желания. Детская помощь должна быть соразмерна возможностям его возраста и не должна быть в ущерб его учебе и увлечениям.
  • Иногда уход за болеющим близким ложиться на плечи другого взрослого. Тогда времени и возможности, что бы играть или общаться с ребенком так, как раньше, может стать меньше. Дети в такое время могут чувствовать себя ненужными, одинокими или «любимыми меньше, чем раньше». Поэтому важно проводить время вместе, разговаривать на актуальные для ребенка темы и быть рядом.

   Подготовила психолог отделения паллиативной медицинской помощи Наумчик Надежда Николаевна.